Перейти к содержимому страницы.

Проспект Фрунзе, 15

История солдатской синагоги, здание которой признано объектом культурного наследия и находится в аварийном состоянии.

Как сибирские кантонисты синагогу строили

House 15 in Frunze Avenue

How Siberian Cantonists Built the Synagogue

(For English scroll down)

Перекресток улицы Белинского и проспекта Фрунзе многие томичи проезжают в день по два, а то и три раза, и редко когда их взгляд задерживается на небольшом двухэтажном деревянном здании, с заколоченными окнами, которое чудом уцелело среди своих каменных соседей: прокуратуры и казначейства. Между тем, дом этот для Томска уникальный и имеет свою интересную историю.

Как евреи поссорились

В конце ХIХ века в Томске действовало две синагоги: основная, каменная, которая находится на ул. Розы Люксембург, и Каминерская, располагающаяся в то время на углу ул.Почтамтской (пр.Ленина) и пер.Подгорного (ул.Беленца). В 1865 году в Томске оказалось более 50 человек солдат – евреев, которые в свободное от службы время молились в Каминерской синагоге. Воспоминания об этом периоде оставил  первый староста и казначей солдатской синагоги Герцель Цам. Он прибыл в Томск в составе большой группы кантонистов в 1854 году. (Кантони́сты — малолетние и несовершеннолетние сыновья нижних воинских чинов, принадлежавшие к военному званию и в силу своего происхождения обязанные служить в Вооружённых Силах России). Цам пишет, что солдат в Каминерской синагоге не жаловали и особо не приветствовали. А один случай и вовсе вывел их из равновесия и лишил терпения.

У кантониста Моисея Гуревича родился сын, и в одну из суббот должно было быть обрезание. По заведенному обряду Гуревич и прочие члены семьи пришли в Каминерскую синагогу, где они должны были призываться на амвон при чтении заповедей торы, как члены торжества обрезания. Но человек, исполнявший обязанности старосты, предложил им провести чтение в раздевальной комнате, что пришедшие на торжество восприняли как унижение и нарушение традиций. После этого оскорбления солдаты, собравшись между собой, решили образовать свое молитвенное общество. 

Стройка вскладчину

В 1864 году начался сбор пожертвований между солдатскими семьями на приобретение свитка торы, которую вскоре выписали за 150 рублей. Тора пришла через год и солдаты сняли помещение для временного молитвенного дома. К ним тут же стали присоединяться и другие евреи, поэтому вскоре съемное помещение стало тесным. В то время доходы общества уже заметно превышали расходы, поэтому было решено купить землю под строительство новой синагоги. И участок был куплен. 

В мае 1872 года утвердили план постройки молитвенной школы на купленном месте. (Здесь надо уточнить, что молитвенная школа – не учебное заведение,  а особое здание, где евреи  старше 13 лет отправляют «общественные молитвы»). И в том же году, к осени, благодаря активным пожертвованиям солдат и простых евреев молитвенная школа была построена в черновом варианте, и солдатская молельня из наемного помещения была переведена в новое здание. В подвале отстроенной синагоги установили печи, где пекли мацу, чем значительно удешевили ее стоимость для всех евреев Томска.

В течение 34 лет для управления молитвенной школой старостами и казначеями выбирались отставные и служившие солдаты, хотя выборы проходили при участии всех прихожан. Возможно, такая традиция сложилась потому, что солдат считали хозяевами этой школы. 

Рождение «Солдатской синагоги»

В конце сентября 1906 года от загоревшегося рядом дома пострадала и молитвенная школа. Ее крыша была сломана пожарной командой, задняя стена и два угла значительно прогорели. Ущерб оценили в 3000 рублей. Кроме того, «пожарные убытки» внутри помещения составили 659 рублей и за электричество - 400 рублей. На первом же собрании прихожане решили перестроить молитвенную школу «с прибавлением в ширину до шести аршинов и в вышину на два с половиной аршина».

Строить решили по разработанному плану Андрея Ивановича Лангера в Мавританском стиле и в память инициаторов и строителей назвать перестроенное здание «Солдатской синагогой». И к концу августа 1907 года здание было готово в черновой отделке. Как рассказывал в своих воспоминаниях Герцель Цам: «Здание вышло очень красивое, обширное и замечательно теплое». После восстановления синагоги Цам написал историю становления солдатской молитвенной школы, где перечислил и поблагодарил каждого, кто внес пожертвование в строительство. 

Восстановить всей общиной

В настоящее время, двухэтажное здание солдатской синагоги признано объектом культурного наследия и находится в аварийном состоянии. Кружевная вязь вокруг заколоченных окон сломана, три купола, венчавшие здание, были снесены еще в советские годы.

Из внутреннего убранства солдатской молитвенной школы в синагоге на улице Розы Люксембург хранится свиток торы. Тот самый, который обиженные солдаты вскладчину выписали за 150 рублей более века тому назад.

Председатель томской еврейской общины Борис Ромацкий рассказал, что два года назад здание солдатской синагоги и земля вокруг были переданы в собственность общине. В настоящее время идет процесс проектирования, который завершится через семь месяцев. Далее община будет искать инвесторов, которые смогут помочь восстановить историческое здание и благоустроить территорию вокруг.

- Мы планируем создать здесь музей – мемориальную синагогу, где расположится экспозиция о судьбе сибирских кантонистов, и, конечно, в этом месте будут проходить памятные службы. А скорость восстановления синагоги, как и сто пятьдесят лет назад, зависит от пожертвований и спонсорской помощи, - объяснил Ромацкий. 

В третий раз солдатскую синагогу ждет строительство и обновление. В перспективе томичи получат еще один уютный обновленный уголок в центре города, а уже сегодня каждый из нас имеет возможность оставить след в истории города, сделав пожертвование на восстановление объекта культурного наследия.

At the end of the 19th century, two synagogues were open in Tomsk: the main one built of stone, which was in Rozy Luksemburg Street, and Kaminerskaya Synagogue, which was situated in Bolshaya Podgornaya Street. In 1865, more than 50 Jewish soldiers happened to live in Tomsk. They prayed in Kaminerskaya Synagogue in their free time. The first starosta (headman) and treasurer of the soldier’s synagogue Gertsel Tsam wrote memoirs about this period. He recollected that the local community frowned upon the soldiers, and they were not welcome in Kaminerskaya Synagogue. One incident made them disturbed and impatient.   

Cantonist Moisey Gurevich’s son was born, and the ritual circumcision had to be held on one of Saturdays. According to the tradition, Gurevich and other family members came to Kaminerskaya Synagogue, where they were to be called to the ambo during the reading of Commandments of the Torah because they were participants of this celebration. However, the man who acted on starosta’s behalf proposed them to perform the reading in the changing room. They took it as an insult and a break from tradition. The offended soldiers held a gathering where they decided to establish their prayer society.     

 

In 1864, this Society appealed to soldiers’ families to raise funds for buying a Torah scroll, which they soon ordered for 150 Rubles. The Torah arrived within a year, and soldiers rented a room that became a temporary prayer house. 

 

In May 1872, the Society approved the plan for building a prayer school on the plot of land it bought. By the autumn of that year, the prayer school was built in shell condition thanks to frequent donations of soldiers and common Jews. So, the soldiers’ prayer house moved from the rented room to the new building. 

 

At the end of September 1906, the prayer school caught fire from the adjacent burning house. The fire brigade broke its roof, and the rear wall together with two corners got considerably burnt. At the first meeting, worshippers decided to rebuild the prayer school “adding six archines in width and two and a half archines in height.” 

 

They also decided to build it in the Moorish style using Andrey Langer’s design. They wanted to call the rebuilt prayer school Soldiers’ Synagogue in the memory of its initiators and builders. By the end of August 1907, the building was already in shell condition.

 

Nowadays, the two-story building of the Soldiers’ Synagogue is a cultural heritage site and it’s in disrepair. 

            

The synagogue in Rozy Luksemburg Street keeps the Torah scroll taken from the interior of the soldiers’ prayer school. That very scroll, which the insulted soldiers jointly ordered for 150 Rubles more than a century ago.           

 

Photo: Yelena Astafyeva

Text: Yekaterina Semyonova

Спасибо, что дочитали до конца!

Наши авторы и фотографы освещают жизнь обычных людей в обычных домах, рассказывая и показывая невероятные истории, наполненные радостями и болями наших героев. Мы стараемся привлечь внимание общественности к фондам, которые сохраняют архитектуру - лицо города, к волонтерам, которые собственноручно восстанавливают старинные дома. Ведь если мы вместе, мы сможем многое!

Вы можете поделиться нашими новостями в соцсетях, рассказав своим друзьям о проекте “Томск. Карта историй” и помочь сохранить наш город прекрасным!