Перейти к содержимому страницы.

Переулок Кононова, 5

В 1914 году писатель-большевик В.М. Бахметьев снимал в этом доме квартиру

Все дела — семейные

Everything Is a Family Matter 

(For English scroll down)

Представьте себе лоскутное одеяло. Такое, которое сшила бы даже не бабушка, а прабабушка. Или прапрабабушка. Большое, уютное, теплое. Местами цветное, яркое; местами — блеклое и серенькое. Какие уж нашлись в хозяйстве тряпичные обрезки. Лежать это одеяло должно непременно на огромной печке. И чтоб из-под него торчали макушки, пятки, руки, лица. Чтоб с первого взгляда непонятно было, сколько под ним поместилось людей. Представили?

Ну вот, тогда вы легко сможете вообразить себе квартиру многодетной семьи Аверковых (переулок Кононова, 5, второй этаж деревянного дома). «Многодетная», «с пятью детьми» - звучит для современного человека тяжеловесно, почти осязаемо. Какой должна быть женщина, рискнувшая родить пятерых? Мне почему-то казалось, что она будет необъятной снаружи и безбрежно спокойной внутри. Мать семейства. Мать-героиня. Еще шаг в этом направлении – и получится Родина-Мать…

Переступив порог жилища Аверковых, я с облегчением поняла: нет! Встречала меня Анастасия Аверкова. Настя. (Это у нее-то пять детей? У этой тростиночки?..)

Первое впечатление оказалось самым правильным. Настя – тоненькая, смешливая, порывистая. Солнечная. Живущая на полную катушку – не вообще, а каждую минуту. По-моему, она не умеет быть серьезной, тем более – сердитой. Во всяком случае, надолго. Рядом с ней хорошо. Просто по-человечески хорошо. И неважно, сидит ли она за столом с горстью семечек или куда-то спешит,  делая пять дел одновременно.

Слегка уравновешивает эту стихию своим спокойствием  муж – Александр Германович. Бывший пожарный, вышедший на пенсию по выслуге. Когда-то Настя выскочила за него не раздумывая, сразу после окончания музучилища. Где познакомились? Нет, не на пожаре. Не было романтической истории спасения девушки из пылающего здания. Все обыденно: встретились на свадьбе друзей. Но искра тогда между молодыми людьми все-таки проскочила!

Глаза боятся – руки делают

Сначала семья поселилась в Настиной однокомнатной квартире в Академгородке. (Жилплощадь досталась от мамы). Один за другим родились четверо детей: девочка, мальчик, еще две девчонки.

- В этом была вся радость, весь смысл моей жизни.  Разнообразной, интересной и захватывающей! – Улыбается Настя. – В общем, мы размножились и перестали помещаться в «однешке».

Встал вопрос о расширении. Ожидать помощи от государства было бесполезно, пришлось выкручиваться самим. Выменять что-то путное за маленькую квартиру – пусть даже и расположенную в таком прекрасном месте, как Академгородок – невозможно. Александр Аверков перерыл частный сектор и нашел-таки вариант на Кононова, 5.

Как выглядело помещение – вспомнить страшно.  До того, как выставить квартиру на продажу, хозяйка сдавала ее бригаде узбеков из двадцати человек:

- Все было безобразно запущено, стекла в окнах треснутые, побитые. Как тут узбеки зимовали с таким «остеклением»? Не понимаю. Но остальные варианты оказались  еще хуже. На Кононова хотя бы дом крепкий, второй этаж сухой, светлый, да и по площади квартира нас устраивала. Так что пришлось браться за дело. Стены мы буквально создавали заново. То, что осталось от прежних жильцов, совершенно не годилось. Стоило приложить к обоям мокрую тряпочку – поднималась вонь. Обдирали. Штукатурка отваливалась вместе с обоями. Обстукивали, расчищали, штукатурили заново. Друзья, знакомые приходили помогать.  Ремонт сделали самый простой, но занимались им год и сил угрохали немерено!

- Мы восприняли переезд как приключение, - вспоминает Оля (ей тогда исполнилось семь). – Конечно, когда поначалу приезжали, было жутко. Стены ободранные, видны  слои краски, ошметки какие-то деревянные висят. Мы все убирали и это неожиданно оказалось… интересно! К тому же, когда мы сравнили свой дом с соседним, выяснилось, что наш-то еще ничего, приличный. Из соседнего дома съехали жильцы, и мы несколько раз залезали туда - посмотреть. Посуда разбитая на полу, сломанные шкафы, субстанции какие-то непонятные. Видно было, что люди уезжали и знали, что они больше никогда сюда не вернутся.

Здесь вам не Академ!

И все-таки, несмотря на самоотверженный ремонт, жить в деревянном 130-летнем доме оказалось тяжело. Настя год оплакивала любимый Академгородок – с его вольницей, лесом, семейными затеями на свежем воздухе. (Одни только «поиски клада» детьми чего стоили! Однажды, лет пятнадцать назад, «Дед Мороз» спрятал подарки на крыше академовского детсада, а в почтовый ящик подкинул «секретный план» - где искать. Ну и  разумеется, подглядывал за поисками. Аверковы- младшие (даром, что ловкие, как обезьяны) залезли на крышу, нашли! И сколько счастья было, когда приволокли мешок домой!)

В городе, в стиснутых дворами домах, такое невозможно. Ребятишки почти всегда мешают взрослым. Соседи ворчат: туда не ходите, того не делайте, не шумите…

Конечно, можно утешаться тем, что на Кононова все сплошь историческое. Что конкретно в их доме №5 в начале прошлого века проживал писатель-большевик  В.Бахметьев. И что? Ну, жил и жил, стихи печатал в «Сибирской жизни». Но детей-то поднимать ему в этих условиях не пришлось.

Тем более, что здесь у Аверковых появился пятый ребенок – Ванечка.

- Дом старый,  и когда кто-то из соседей закуривает, в нашей квартире это ощущается сразу. У детей на этом фоне проявилась аллергическая наследственность, а Ваня вообще астматик, в первый год жизни трижды серьезно болел, - объясняет Настя. – Мы боролись, как могли: заделали щели, настелили линолеум. Но до конца справиться с табачным запахом  так и не сумели.

Ухудшение здоровья привело к неожиданному решению: начали бегать по утрам и делать зарядку.  А еще – закаляться.

- Утром выхожу во двор и выливаю на себя ведро холодной воды. Дети, когда были помладше, бегали босиком по снегу.  А в Академгородке, возле многоэтажки нет удобного места для таких процедур.

Мелкий защитник

Еще одна беда деревянных домов – периодическое нашествие крыс и мышей. Но Аверковы справились и с этим.

- Мышки забегали к нам по осени. Их отлавливали мышеловкой. С крысами было сложнее  - их приходилось травить. Выход нашелся сам собой. Однажды дочь принесла  домой породистого крысенка – домашнего, чистенького. (Впоследствии выяснилось – мальчика). Я разрешила. Оставили, вырастили.  Оказалось, замечательный зверь. Лучше кота. Кот постоянно требует от тебя каких-то привилегий,  а грызун живет в своем уголочке, молчит – и это прекрасно!  Кому надо – взял, погладил, обиходил, пообщался. Одним словом, интеллигентный, умный зверек. Но самое главное, просто бесценное преимущество  этого животного состоит в том, что там, где живет домашняя крыса,  дикие не заводятся!

Пёстрый календарь событий

Сегодня  исполнилось 11 лет, как семья Аверковых переселилась на Кононова. Выросла, закончила этнографический колледж в Новосибирске и вышла замуж старшая дочь. Ушел в армию сын. Общими усилиями дом наконец стал не только родным и уютным, но и цветным, ярким, невероятно занятным. Очень похожим на то самое лоскутное одеяло…

Куда ни посмотри – обязательно увидишь чей-нибудь рисунок. Поделку. Аппликацию. Витраж. Здесь даже на обоях можно рисовать. Почему нет?

- Когда я переехала в эту комнату, - рассказывает Оля, - мне ничего не хотелось.  Менять обои – скучно, долго, нудно. А они такие серые, блеклые. Разрисовала. И  еще это был отличный способ бороться с плохим настроением!

Здесь же на полке стоят ее глиняные горшки - реплики по известным археологическим находкам. Собственноручно расписанная матрешка. Над дверью в комнату – маска иволги из папье-маше.

Но, пожалуй, главное произведение семейного творчества украшает кухню. Огромный  календарь, над которым трудились мама и Ванечка. В нем нет чисел – только рисунки  важных  для Аверковых событий. Постороннему человеку понятны не все сюжеты, поэтому Настя отдельно поясняет:

- Это – день рождения бабушки. Это – 9 Мая. Олин, Ванин, папин дни рождения. Огород! Выезд  в лагерь «Томская застава». Грибы, шишки… Дашина свадьба! Начало школы. Засолка капусты. Первый снег.  Андрюшин день рождения. А это он уходит в армию…  Вот – это я пыталась изобразить каток и горку. И Новый Год, конечно! И Рождество! А вот эта очередь посиневших человечков – Крещение. День нашей с Сашей свадьбы… 23 февраля… 8 Марта… Пасха!

И еще в календаре остается место для новых рисунков.

Святые покровители

И в каждой комнате, даже на кухне, на любом свободном месте висят или стоят иконы. Их тут десятки – простеньких, бумажных,  разных цветов и размеров. Ощущение такое, как будто целая армия святых пристально разглядывает тебя со стен.

- Почему их так много?

- Ну… Тут есть наши святые покровители. Есть такие, которым хочется молиться. Они – к душе. Вот эти две последние я купила на православной ярмарке. Как-то они меня вдохновляют. Смотрю на всех этих людей – и мне хочется быть на них похожей.

У нас все ребятишки ходят в церковь.  (Старший сын даже в армии  к церкви прибился. У них в части есть воинский храм, и он в этом храме поет). В детстве для них это было настоящим приключением. Столько радости и восторга!  Службу выстаивали старательно, почти не отвлекались. На самом деле вера – это такая сильная, серьезная опора в жизни. Такая помощь. Я даже не знаю, как другие люди умудряются нормальных детей без церкви выращивать?

Водоворот увлечений

И все же, на Бога надейся – а горшки свои обжигай сам.

Аверковы водили детей в вальдорскую группу детского садика, в «Ковчег», «Хобби-центр» и «Школу искусств». В результате все, кроме Вани (он тяготеет к технике), играют на музыкальных инструментах. А солдат-срочник Андрей – даже на нескольких. И много чего полезного умеют делать  своими руками.

- Дети сами находят себе занятия, главное, дать им возможности, - считает Настя. - Никогда никого насильно не заставляла.

А уж когда мы  перебрались на Кононова – в центр города! Открыли для себя множество интересных мест, где чем только не занимались. Бассейн, боевые искусства, фольклорные студии, историческое фехтование, танцы, театр, бисероплетение, фитодизайн… Близость музеев позволила зимой посещать мастер-классы – мы и из шерсти валять попробовали, и из глины лепить, и в фольклорных праздниках участвовали. У ребятишек, конечно, сил на увлечения больше, но и мы с мужем  не удержались: ходим на исторические танцы. Я – потому, что ужасно нравится, Саша – чтобы доставить мне удовольствие.

Кстати, школе все это не помешало: учатся дети на «хорошо» и «отлично». Даша, Оля и Аня закончили 9-й класс с «красными» аттестатами.

…Областная власть отметила эту семью. К сожалению, не помощью в квартирном вопросе, а все-таки: в 2013-м году Александр и Анастасия Аверковы были награждены медалью «Родительская доблесть».

С чего начинается Родина?

И хотя старшие дети выросли,  вместе собраться трудно, общие  традиции  до сих пор остаются в силе.

 - Например, всей семьей собираемся и перед Постом лепим вареники с капустой, а на Пасху готовим куличи. А на день рождения именинник  сам печет торт. (Даже Ванечка уже освоил «Муравейник» и блины!)

А если кто-то вынуждено отсутствует – Даша уезжала в колледж, Андрей служит в армии – со всех семейных праздников оставляется что-нибудь вкусненькое и прячется в морозилку. Это, конечно, не еда, а, скорее,  сувенир. Но по возвращении его можно съесть. И подумать, как тебя здесь ждали.

- С новым домом настал и новый этап в жизни. Там, в Академгородке, у нас было тесно внутри, но прекрасно снаружи. А здесь  - внутри уютно, хорошо, а снаружи мне до сих пор тяжело. Я смирилась с этим всего два года назад.  Ведь все-таки, ощущения в деревянном доме совсем другие. Когда мы даже ненадолго уезжали из квартиры в Академгородке, по возвращении она казалась какой-то чужой, ее надо было обживать заново. А в этот дом приезжаешь после отпуска – и он тебя ждет. То ли потому, что деревянный,  то ли люди до революции так умели строить? Его не надо каждый раз обживать. Это – твой дом.

Конечно, старшие ребятишки  вспоминают Академгородок. Для них это лес, простор; детство ассоциируется с этим местом. А для Вани вот этот дом и переулок  станут малой Родиной. Когда-нибудь он будет вспоминать их.

 

Bolshevik novelist V.M. Bakhmetyev rented a flat in this house in 1914.

Today is the 14th anniversary of the Averkovs moving into the house in Kononova Street. The elder daughter graduated from the ethnographic college in Novosibirsk and got married. The son is in the army. Joint efforts made this house not only cozy and homey but colorful, bright, and incredibly interesting. It’s very similar to the quilt…

In every room, even in the kitchen, icons hang or stand in every free space. There are dozens of them. They are simple, made of paper, different in color and size. It feels like the whole army of saints is carefully examining you from the walls.

Although the elder kids have already grown up and it’s hard to get together, common traditions are still kept alive.

“For instance, all family gathers before the Fasting starts and makes dumplings with cabbage, and we cook Easter cakes together. And the one who has birthday bakes a cake for everyone. Even the youngest son Vanechka has already learnt how to make pancakes and simple dessert called Muraveinik!

Photo: Valentina Polovnikova. Text: Irina Astagyeva, Yulia Seleznyova

Спасибо, что дочитали до конца!

Наши авторы и фотографы освещают жизнь обычных людей в обычных домах, рассказывая и показывая невероятные истории, наполненные радостями и болями наших героев. Мы стараемся привлечь внимание общественности к фондам, которые сохраняют архитектуру - лицо города, к волонтерам, которые собственноручно восстанавливают старинные дома. Ведь если мы вместе, мы сможем многое!

Вы можете поделиться нашими новостями в соцсетях, рассказав своим друзьям о проекте “Томск. Карта историй” и помочь сохранить наш город прекрасным!