Улица Красноармейская, 117
История дома Алины Соколовой на Красноармейской, 117
Девочка, которая умела мечтать
The Story of Alina Sokolova’s House 117 in Krasnoarmeyskaya Street
(For English scroll down)
Переступая порог дома Алины Соколовой на Красноармейской, 117, невольно думаешь: «Господи, да как же тут жить?» Полы мыть, еду готовить, пыль вытирать? Нужные вещи находить среди мешанины предметов? Быт в этой трехкомнатной «деревяшке» явно непростой, хоть она и благоустроенная. А уходя, понимаешь — так и надо. Да пропади он пропадом, этот хваленый порядок. Давно мне не было так тепло и уютно как здесь, в этом странном жилище. Где телевизор — не центр квартиры (Его вообще нет). Где много книг. Где вместо шкафа — грубо сколоченный стеллаж, а «полочкой для цветов» служит огромный — метр в диаметре — необработанный спил гигантского тополя. Где глобус висит под потолком, а «ловец снов» не куплен в магазине, а сделан своими руками. Где самая заметная мебель — дореволюционный, кажется, комод и
«Добила» меня большая черная собака София. (
«Все флаги в гости будут к нам…»
Усаженная в мягкое кресло, согретая чаем, разглядываю хозяйку. Об Алине Соколовой я уже знаю совершенно невероятные вещи. Она — сценарист детского сериала «Улица Сезам» и мультфильма «Лунтик». Пишет сценарии и для взрослого кино, но охотнее — для детей. Закончила ВГИК. Любит путешествовать. География фантастическая: Мавритания, Уганда, Гамбия, Турция, Грузия, Индия, Гонконг, Италия, Казахстан, Марокко, Сенегал, Украина, Вьетнам, Лондон. Три года назад, когда маме Алины Татьяне Евдокимовне исполнился 71, они вместе отправились автостопом в Китай. Когда в их маленькой семье появлялись деньги и предстояло решить: купить новую мебель или посмотреть новые страны? Выбор неизменно делался в пользу последних.
У Соколовой частенько останавливаются зарубежные гости (путешествующие с помощью «сайтов гостеприимства»). Люди, которых не пугают особенности быта в старом деревянном доме. Напротив, этим бродягам подавай аутентичное жилье сибирской провинции. Чтоб экзотика, ушат впечатлений, и было что рассказать друзьям по возвращении. Алина их прекрасно понимает — сама предпочитает путешествовать подобным образом.
Так что этот дом в разное время приютил испанца, иранку, китаянку, чилийца, финку, бельгийца, канадцев, американскую супружескую пару, слепого француза с
Осада ВГИКа
Все эти сведения хотелось зацепить за
В шесть лет Аля раскрасила в календаре нужный лист и написала: «День рождения великой писательницы Али Соколовой». Буква «р» еще повернута в неправильную левую сторону.
Воспитывала «великую писательницу» мама. Отец — человек легкий, для друзей «практически святой» за свое вопиющее бескорыстие, — не удержался в семье.
— У папы было две настоящие страсти — поэзия и футбол, — рассказывает Алина. — Он умел помогать другим, любил делать подарки, но к деньгам серьезно не относился. Однажды поехал калымить с нашим дальним родственником. Родственник вернулся с суммой, которой хватило на взнос за кооперативную квартиру. Папа взял друзей и отправился на чемпионат по футболу. Первое, что услышала мама, когда он вернулся: «Дай трешку — заплатить за такси!»
Родители развелись. На руках у Татьяны Соколовой остался старший
— Мама поддерживала меня во всем. Без колебаний, — продолжает Алина. — Говорила: «Что хорошо для тебя — хорошо для меня». В школе я некоторое время металась между математическим и гуманитарным направлением. Но в
Надо понимать, что на дворе — тяжкий
— Закончив первый курс, я отправила на режиссерский свои творческие работы. Никакого ответа. После второго отправила их и на режиссерский, и в литинститут. Снова отказ. В университете перевелась с журналистики на филфак. После третьего курса изменила тактику: выслала документы не на режиссерский, а на сценарный факультет ВГИКа. Приняли! Правда, впоследствии оказалось, что перевестись на режиссерский нельзя (а план был именно таков). Пришлось выпускаться сценаристом…
В творческом поиске
И все время, пока училась, Алина работала, работала и работала.
— В Томске — курьером. В Москве — сперва на «Радио России» администратором на телефоне. Что делала? Психов отсеивала, которые в прямой эфир хотели прорваться. Песни заказчикам помогала выбирать. Но все это закончилось, когда я отказалась мыть чашки за своей начальницей. Объяснила: «Не входит в мои должностные обязанности». Все. На следующий день была уволена «по собственному желанию». Спорить не стала.
Потом были две собственные радиопередачи, сценарии для трех сезонов «Улицы Сезам» и другие интересные вещи.
Но настоящий творческий прорыв ждал Соколову не в Москве, а, как ни странно, в Томске:
— На четвертом курсе я приехала на каникулы домой и познакомилась у друзей со своим будущим соавтором. Наталия Степанова работала замдиректора по кадрам в крупной риэлторской фирме. Подружились. А через полгода, когда мне предложили поработать над сценарием сериала «Таксистка», состоялся наш «судьбоносный разговор». Наташа, скорее из любопытства, спросила про заказ. Я объяснила: нужны сюжеты для серий. Она немного подумала: «Ну, значит, так…» И с ходу предложила двенадцать свежих идей для «Таксистки»! У меня слезы из глаз брызнули, я поняла: это просто нефтяной фонтан. Талант, которому нельзя пропадать. С моими вгиковскими знаниями мы привели все это в удобочитаемую для редактора форму. Результат был ошеломляющий. С нами заключили договор на весь второй сезон. Так что на
Алина считает, что у них с Натальей сложилась идеальная творческая пара и очень дорожит этим соавторством. Возможность работать в тандеме — одна из главных причин ее возвращения в Томск.
Шестое чувство
Но все это никак не объясняло, почему молодая женщина, вполне способная купить жилье в кирпичном многоквартирнике, остается в деревянном, перестроенном из бывшей конюшни, доме?
— Жила я и в обычных кирпичных домах. Поняла: холодные кивки соседей по площадке, молчание в лифте — это все не дня меня. А здесь складывается совершенно особый микромир. Квартир немного, все друг друга знают. Появится во дворе чужой —
Сегодня трудно поверить, но Алина долго оставалась совершенно равнодушной к «столетним и красивейшим»:
— Помню, в году, кажется в
А потом я пару лет прожила в Питере, на Фонтанке. В настоящей коммуналке. Удивительное совпадение, но все восемь комнат занимали люди творческих профессий. По соседству жили два режиссера, три актера… Было страшно интересно читать, что происходило в этом доме раньше, какие были жильцы. Сидишь летом на подоконнике большого окна, смотришь на Фонтанку. А видишь блокадный Ленинград. И как замерзшие люди идут к реке, пытаясь добыть воду и не поскользнуться на льду. Слышишь, как бидоны звякают…
Вот тогда у меня любовь к истории и старой архитектуре проснулась. И не засыпает до сих пор. Не только к питерской. К томской, да и вообще к любой. Как будто появился новый орган чувств. Разглядываешь
В мае я видела, как на нашей улице горел дом. Сначала услышала треск. Фейерверк? Но собака
Если бы в Томске до революции была распространена не деревянная, а каменная архитектура, я бы точно также ее любила и берегла. Суть — не в материале, а в том, что то, что делали раньше, действительно было очень красивым. Таким, что хочется смотреть, фотографировать, знакомым показывать. Иногда я смотрю на современные здания — вроде и формы интересные, и
Сокровища с помойки
— Гуляем мы
Из рук Мастера
— Повезло так повезло! Я этот стул собиралась Владимиру Захарову показать, отреставрировать. Да вот, не успела…
(Владимир Захаров — директор театра «2+ Ку», изготовитель уникальных движущихся кукол из дерева. Трагически погиб при пожаре в своей мастерской. — Примечание автора).
— Мы же и дружили, и
— В
«А можно — не шкаф, не „штучки“ — размышляю про себя, покинув ее гостеприимный дом. — Ведь как интересно распоряжается судьба нашими желаниями. Мечтал человек снять „Мастера и Маргариту“. Профессию под свою мечту выбрал. А жизнь свела с другим Мастером, не книжным. Но совершенно сказочным. Про которого точно надо снять потрясающее кино…»
Alina Sokolova is an author of the script for the Sesame Street TV series for children and the cartoon called Luntik. She also writes scripts for feature films for grown-ups but prefers writing for children’s films. She is a graduate of VGIK (All-Russian State University of Cinematography). She likes traveling. The geography is impressive: Mauritania, Uganda, Gambia, Turkey, Georgia, India, Hongkong, Italy, Kazakhstan, Morocco, Senegal, Ukraine, Vietnam, London. Three years ago, when Alina’s mom Tatyana Yevdokimovna turned 71, they hitchhiked to China. Whenever their small family got money and had to decide whether to buy new furniture or see new countries, traveling was invariably their choice.
Sokolova often has foreign visitors who travel using couch surfing websites. These are people who are not afraid of the unusual ways of living in an old wooden house. On the contrary, these “vagabonds” crave for authentic accommodation in a Siberian province to try something exotic, get lots of impressions, and return to their friends with many stories. Alina understands them very well as she also prefers traveling this way.
Photo: Anastasiya Istomina. Text: Irina Astafyeva
Спасибо, что дочитали до конца!
Наши авторы и фотографы освещают жизнь обычных людей в обычных домах, рассказывая и показывая невероятные истории, наполненные радостями и болями наших героев. Мы стараемся привлечь внимание общественности к фондам, которые сохраняют архитектуру - лицо города, к волонтерам, которые собственноручно восстанавливают старинные дома. Ведь если мы вместе, мы сможем многое!