Перейти к содержимому страницы.

Проспект Ленина, 36/4

Первая постройка из комплекса зданий Томского Императорского университета

Астрономический дом

House 36/4 in Lenina Street

The Astronomical House

(For English scroll down)

Этот дом трудно найти без подсказок или навигатора. От главного корпуса Томского политехнического университета к нему ведет небольшая тропинка. Затерянное в зелени ботанического сада здание похоже на старинный деревянный особняк с кирпичным первым этажом. Внутри пространство дома ощущается как необычный замок с большими светлыми окнами, торжественно высокими потолками и массивными деревянными полами.

Хозяйка одной из квартир Ирина, преподаватель ТГУ, поделилась с нами историей жизни в необычном уголке города - Университетской роще: 

Астрономический дом был построен 1882 году. Его возвели в одно время с университетом. Позже, насколько мне известно, в этом доме жила семья ректора. На втором этаже была большая квартира. Внизу были подсобные помещения, а в одноэтажном доме, во дворе, была конюшня, и, говорят, жила прислуга. Мне рассказывали, что ректор выезжал в коляске на проспект Ленина, и оттуда, через главные ворота въезжал в университет. В советское время помещения дома разделили на отдельные квартиры, в которые заселили преподавателей университета. Часть первого этажа сейчас занимает одна из лабораторий Ботанического сада ТГУ.

Еще в студенческие годы, когда гуляла тут, в Университетской роще и Ботаническом саду, я все ходила, смотрела и думала: какой красивый дом, интересно кто здесь живет? И когда я узнала, что квартира продается, у меня был один вопрос: какова цена? Это было совершенно неожиданно и спонтанно. Родственники меня отговаривали. Папа, например, спросил: зачем тебе эта деревяшка? Давай купим в новостройке. Но я не сдавалась. Квартира была далеко не в самом лучшем состоянии. Но она была нужна мне.

Предыдущий владелец квартиры – Николай Трофимович Ведерников, мой научный руководитель – потрясающий человек. Доктор юридических наук, профессор, судья Конституционного Суда Российской Федерации в отставке. Ему сейчас уже 85 лет. Когда в 1991 году был создан Конституционный Суд РФ, мало кто из юристов представлял значение вновь созданного судебного органа, характер и порядок его работы, сложности были даже с набором первого состава Конституционного Суда РФ. Однако Николай Трофимович согласился стать судьей КС РФ и был избран уже в первый его состав. Сейчас он уверен, что «судья Конституционного Суда РФ – это вершина карьеры юриста». 

Так, например, Конституционный Суд РФ сыграл огромную роль в кризисных событиях 1993 года в стране. Тогда суд находился в Москве, рядом с Кремлем, на улице Ильинка. И был период в несколько дней практически безвластия, когда судьи Конституционного Суда не уходили домой – опасались, что на следующий день их не пустят в здание суда, так как они признали не соответствующими Конституции несколько документов, принятых Президентом РФ Б.Н. Ельциным, а это позволяло отрешить Ельцина от должности. В какой-то момент к зданию суда подъехала машина с автоматчиками, и, по словам Николая Трофимовича, «мы не знали – это нас приехали охранять или арестовывать».

Но потом выяснили, что это была охрана. Жалко, что Ведерников не хочет изложить историю своей жизни, написать ее.  

Когда я писала диссертацию, электронная почта еще не имела такого распространения, да и Николай Трофимович по сложившейся много лет назад привычке, читал материалы с листа. Потому я печатала текст и отправляла ему в Москву почтой. Он читал мою работу, писал «на полях» свои замечания и отсылал мне обратно, в Томск. Ну как отсылал… Отдавал в канцелярию Конституционного Суда и просил отправить по адресу. А Конституционный Суд в то время (сейчас не знаю) отправлял все документы фельдъегерской службой. И вот в университет приходил такой важный курьер. В форме. С чемоданчиком. И искал непременно меня, потому что фельдъегерю полагается вручать пакет лично в руки адресата. Это выглядело очень… эпически. Коллеги удивлялись, а я шутила, что только такую почту и получаю (смеется). А листы моей диссертации с пометками Николая Трофимовича я храню до сих пор.  

В 90-е годы Николай Трофимович с супругой приезжали в Томск из Москвы на лето. Но большую часть времени квартира пустовала. К концу 90-х годов они уже достаточно долго прожили в Москве, и стало понятно, что в Томск не вернутся. И квартиру было решено продать.

Я здесь живу уже 20 лет. Отношусь к этому дому не как жилью или квартире, отношусь к нему как ребенку, другу. Конечно, стараюсь сохранить здесь все максимально так, как это было 130 лет назад.

В ходе ремонта строители предложили поставить пластиковые окна, но я была категорически против такого решения. Оконные рамы были закрашены белой советской краской, и сама очищала их. Сначала строительным феном, а потом – шлифмашинкой. А вот створки окон новые, специально заказывала у столяра. 

На окнах до сих пор частью сохранились ручки и шпингалеты еще царского времени, времени строительства дома, но несколько ручек и задвижек не хватало. И я бегала в антикварный отдел магазина Букинист, искала такие же, докупала при наличии. В один из визитов, пробежав мимо старой, выставленной на продажу мебели, к прилавку, я обратила внимание на обшарпанный, но красивый буфет, мне показалось, что в ценнике написано 100 000 рублей. Я уже вышла на улицу, но вернулась и пересчитала нули, их было четыре, а не пять. Спрашиваю продавца: «правильно понимаю, этот буфет стоит не 100, а 10 тысяч?! Заверните его мне!» Потом попросила знакомого столяра, очень хорошего мастера, привести буфет в порядок. Он его разобрал, почистил, отреставрировал. Цвета сам подобрал, покрыл морилкой и лаком.  

А вот этот старенький комод стоял в сарае у моей бабушки, был завален какими-то вещами и имел неприглядный вид. Я его выпросила у бабушки, тоже отдавала на реставрацию и сейчас он украшает одну из комнат. 

Раньше здесь, на кухне, была перегородка. Мы ее убрали и восстановили комнату в той планировке, как она была изначально в доме. Этот пол ровесник дома, а в нем практически нет щелей. Изначальный цвет покраски этой комнаты – синий низ и бежевый верх. Во время ремонта меня строитель позвал и показал: смотри, мы нашли первоначальную краску. И мы эту идею отделки сохранили, обозначив обоями разной структуры и молдингом. Тот, изначальный вариант комнаты, здесь стилизованно представлен.

Люстры и карнизы на окнах – это ковка ручной работы. Мне представлялось, что этот мощный бревенчатый старый дом достоин большего, чем штампованные магазинные люстры, и более серьезного, чем веселенькое стекло. Я заказала их у моего друга, мастера по металлу, у него мастерская в Новосибирской области. Он нарисовал эскизы по размерам комнаты. Получилась авторская работа в единственном экземпляре. Отдельно можно рассказывать о том, как я везла из Новосибирска две этих огромных и тяжелых люстры и длинные карнизы.

Крючочки, на которых висят полотенца, из антикварного магазина в Черногории. Они тоже очень старые. Лебединый клин на входе – с блошиного рынка в Ереване. Этот подсвечник и подкову, которая висит над дверью, я нашла рядом с домом, когда перекапывала землю. Буренку купила в одном из городов Золотого кольца. В городах и маленьких городках Золотого кольца очень много забавных музеев – музей утюга, музей Бабы Яги, музей монет, музей тюремного быта, музей Змея Горыныча, музей бутылок – в одном из таких уютных музеев я увидела целый зал с прекрасными картинами в технике печворк, оказалось это увлечение директора музея. Любую из картин можно было купить, выбирала я долго, выбрала Буренку, которая теперь украшает мою кухню. 

 Справка: Астрономический дом был первой постройкой комплекса зданий Томского Императорского университета. Он предназначался первоначально для кафедры астрономии физико-математического факультета. Проект был составлен академиком архитектуры А.К. Бруни, выполнившим проектирование всех университетских зданий. Строительство дома велось в 1881-1882 годах под руководством архитектора П.П. Нарановича. В 1888 г. в связи с тем, что физико-математический факультет не был включен в состав университета, дом был переделан под квартиры для преподавателей и служащих. Со времени создания дом подвергался многочисленным внутренним перепланировкам. В 1970-х годах с северной стороны была воздвигнута каменная одноэтажная пристройка, над которой была расположена закрытая веранда. Здесь же сделан дополнительный вход в дом, для которого также была пристроена веранда. В 1993 году дом включен в список объектов культурного наследия регионального значения. Сейчас дом жилой, хоть и находится на территории Сибирского ботанического сада.

This house is hard to find without hints or a navigator. A small path leads to it from the main building of Tomsk Polytechnic University.

Irina, who works as a lecturer in TPU, is an owner of one of its flats. She shared the story of her life in this unusual corner of the city – the University Grove:

“The Astronomical House was built in 1882 together with the university. As far as I know, the rector’s family lived here later. There was a big apartment on the second floor and utility rooms downstairs. And the one-story house in its courtyard had stables. They say that servants used to live there. I heard stories that the rector used to drive in his carriage out to Lenina Avenue and then entered the university through the main gates. In Soviet times, the house was divided into separate apartments where university lecturers moved in. Some part of the first floor is now occupied by one of the laboratories of TGU’s Botanical Garden.  

“The previous owner of the flat is my research advisor Nikolay Vedernikov, an amazing man. He is a Doctor of Sciences, professor, and a retired judge of the Constitutional Court of the Russian Federation. 

“I’ve been living here for 20 years treating this house as a child, a friend, not as accommodation or apartment. Of course, I’m trying to keep everything here as much as it used to be 130 years ago.”

 

Reference information: The Astronomical House was the first building of the series of buildings erected for Tomsk Imperial University. Initially, it was supposed to serve for the Department of Astronomy of the Faculty of Physics and Mathematics. Architect A. Bruni, who designed all university buildings, created the project of this house. Architect P. Naranovich supervised its construction in 1881-1882. 

  

Text, photo: Asya Vostrikova 

Спасибо, что дочитали до конца!

Наши авторы и фотографы освещают жизнь обычных людей в обычных домах, рассказывая и показывая невероятные истории, наполненные радостями и болями наших героев. Мы стараемся привлечь внимание общественности к фондам, которые сохраняют архитектуру - лицо города, к волонтерам, которые собственноручно восстанавливают старинные дома. Ведь если мы вместе, мы сможем многое!

Вы можете поделиться нашими новостями в соцсетях, рассказав своим друзьям о проекте “Томск. Карта историй” и помочь сохранить наш город прекрасным!