Перейти к содержимому страницы.

Улица Татарская, 31/1

Дом конца XIX века, примерно 1890 год. Его строили татары

Заисток  наш 

Our Zaistok

(For English scroll down)

О своей улице Валерий Семенов может говорить долго и увлеченно. О ее прошлом, настоящем и будущем.   

-  Заисток  наш... Если его обновить, освежить, покрасить наличники и прочее - как женщина наводит красоту, пользуясь косметикой - вообще будет загляденье. Это же наше общее наследие, и пока оно еще держится. А Томск – это единственный в Сибири город, где сохранились целые районы исторические.  

Когда-то здесь жили зажиточные татары, они держали коней. Вот в этом  палисадничке  раньше была помойка, вода канализационная сливалась сюда. Мы ее копали в 80-х. И  тогда  увидели  в слоях почвы желтый чернозем, навоз конский.

Дом наш конца XIX века постройки, примерно 1890 год. Его строили татары, это видно по балкону, на нем сделаны символические луки, из которых стреляли. И построен он хорошо, сейчас так не делают.

Когда мы начали разбираться с вопросами реставрации, оказалось, что лес для строительства здания заготавливали в определенное время года. Складывали его в тени, чтоб просушить. Бревна собирались так: северной стороной - наружу, южной – внутрь дома. Вот такие технологии. Мастера не снимали с дерева пленку, которая под корой. Она защищает. Когда пропиливали наш сруб, его пила не брала, затуплялась. Дерево настолько уже окаменело. И все потому, что технология выполнена правильно.  

 

Я с семьей здесь живу с 1986 года. Здесь жили бабушка и дедушка, оба - фронтовики. Люди старшего поколения, пережившие войну и трудности, так бодрячком и продержались всю жизнь. И столько у них запала было! Вот чего сейчас не хватает современному поколению. Мы гораздо слабее тех, кто прошел войну. Вот моей теще, Александре  Пелагеевне , 86 лет. А так с молодости ее все Шурой зовут, даже внуки.

 

Приехала как-то в Томск делегация из Германии. Они занимаются реставрацией зданий, их заинтересовал наш город и наша деревянная архитектура. Сидят они на этой лавочке, и мы с женой пригласили их чаю попить. Я им говорю: «у нас так непринято, ходим мимо вас». А они сидят, пьют колу и едят всухомятку. Среди них была прекрасная немецкая девушка Катя, она сначала была к нам насторожена, но потом привыкла. Вскоре мы подружились, им понравились наши русские пряники, угощали их пельменями и блинами. Они года три приезжали в Томск, стали нам совсем родными, оставляли на зиму приборы свои в нашем доме. Катя начала даже учить русский язык у себя в Германии. Потом Катя приезжала в Россию с частным визитом, со своим молодым человеком. Мы посадили их на поезд, и они отправились на Байкал. И вот эти реставраторы выслали мне документы по нашему дому, какие нужны работы, какие затраты и многое другое. У меня все это хранится.  

Заисток  наш, по сравнению с 80-ми, стал еще более ветхим. Стали его зажимать. Новые постройки появились, дома разбирают старые, строят из кирпича. Пытаются залезть сюда. Во всей нашей стране больше не осталось ни одного компактного района, где присутствует такая архитектура. Так, чтобы была сохранена эта историческая среда.

Когда границы такой территории нарушены, уже не вернуть целостную картинку, восстановить будет сложнее. Вот едешь по району: Татарская, Источная, Мусы  Джалиля  – они все компактно расположены. Двухэтажные дома с разной резьбой. Это как в случае с женщиной, которая сама по своей природе красива,  но  когда она чуть-чуть за собой ухаживает, просто сияет. Также и здесь, если привести в порядок всю красоту, тогда будет все просто великолепно смотреться. И ворота везде были резные. Это было бы загляденье, если восстановить все правильно. И для города, и для привлечения туристов - тут все выиграют. А если мы все это потеряем, то станем такими же безликими, как и многие другие города. Здесь, в районе Московского тракта, могла бы расположиться прекрасная парковая зона с пешеходными дорожками от Университетской рощи до самой набережной Томи. Это стало бы отличным решением вместе с сохранением  Заистока  и его деревянной застройки. Такие ворота, как на Татарской,1, должны быть по всей улице, у каждого двора.  

Много лет по всей стране строили типовые дома, а сто с лишним лет назад каждый старался выделиться, каждый, кто что-то строил для себя. В каждом городе был свой рисунок резьбы и свой почерк, узнаваемый и уникальный.  

Мечта у меня такая: отсюда, где  Заисток  заканчивается, по направлению к Московскому  тракту,  можно  сделать парковую зону и прекрасную набережную до Коммунального моста. Мы эту тему уже поднимали в мэрии, говорили о том, что это помогло бы  Заисток  сохранить. И когда убрали Автопарк, мы тоже рассчитывали сделать там парк или сквер. В итоге – в центре города нет хорошей парковой зоны, Лагерный сад только, а  Горсад  маленький. Конечно, здесь на Татарской было бы прекрасно сделать пешеходные улицы, восстановить деревянные дома. У каждого  двора  должны  быть такие резные ворота, как на Татарской, 1, это будет уникальный архитектурный ансамбль. 

 

Valery Semyonov can talk passionately about his street for a long time – about its past, present, and future.

“Our Zaistok… It will be a feast for the eyes if renovated, refreshed, and painted over (like a woman that uses makeup to look beautiful). It’s our common heritage, and it’s still standing. Tomsk is the only city in Siberia where historical districts still exist.

“Some time ago, prosperous Tatars lived here. They had horses. Earlier, there was a dump in this front yard; wastewater was drained here. Digging here in the 1980s, we saw horse dung and yellow humus in the soil layers. Tatars built our house at the end of the 19th century, approximately in 1890. We can tell this by the way its balcony looks like. It has symbolic bows for shooting. It’s a solid house, unlike those that people build in our days.”

Photo: Ksenia Tolstosheyeva. Text: Asya Vostrikova

Спасибо, что дочитали до конца!

Наши авторы и фотографы освещают жизнь обычных людей в обычных домах, рассказывая и показывая невероятные истории, наполненные радостями и болями наших героев. Мы стараемся привлечь внимание общественности к фондам, которые сохраняют архитектуру - лицо города, к волонтерам, которые собственноручно восстанавливают старинные дома. Ведь если мы вместе, мы сможем многое!

Вы можете поделиться нашими новостями в соцсетях, рассказав своим друзьям о проекте “Томск. Карта историй” и помочь сохранить наш город прекрасным!